
21 сентября 1985 года на окраине Санта Фе, около семи вечера, спокойно двигавшийся по улице автомобиль вдруг резко свернул в тёмный переулок. С правого переднего сиденья быстро выпрыгнул мужчина в низко надвинутой на глаза ковбойской шляпе, но на его месте в машине немедленно возник новый силуэт.
Только приглядевшись к этой фигуре на переднем сиденье с близкого расстояния, можно было увидеть, что рядом с женщиной, сидящей за рулём, теперь находится искусно сделанная из зимнего пальто, шарфа, очков и такой же шляпы кукла.
Так началась эвакуация агента КГБ и бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Говарда. За день до этого, заподозрив за собой слежку, он просто подошёл к двум следовавшим за ним мужчинам и спросил "Ребята, вы же из ФБР? Так я завтра вечером сам заеду в ваш офис в Альбукерке, бывал там не раз. Если вопросы ко мне какие есть, разберёмся!"
И ребята пошли спокойно пить пиво, дав Говарду возможность вспомнить всё, чему его учил наставник, мастер маскировки ЦРУ Тони Мендес. Через четыре дня двойной агент уже входил в советское посольство в Хельсинки, откуда его без лишней суеты вывезли в Москву.
Эти события проходили одновременно с шумной операцией при участии ещё одного агента, на этот раз уже тройного, Виталия Юрченко. Многие помнят маловразумительную, но захватывающую историю, которую этот человек поведал миру чуть позже, в ноябре 1985, с экранов телевизоров и со страниц советских газет и журналов.
Для тех, кто помоложе, расскажем, что, в соответствии с первым, официально обнародованным тогда слоем этой истории, мирный советский дипломат был отравлен минеральной водой с наркотиками в Риме и вывезен для последующих зверских опытов химиков ЦРУ в Лэнгли, откуда геройски смог бежать в посольство СССР в Вашингтоне.
Второй слой был известен тогда только спецслужбам и заключался в том, что заместитель начальника американского отдела советской разведки полковник Юрченко добровольно пришёл в американское посольство в Риме, совершенно ошеломив своим появлением тамошнего резидента ЦРУ. Чтобы убедить в своей искренности, Юрченко немедленно выдал нескольких советских агентов. Среди них был и человек, описание которого очень подходило к Эдварду Говарду, бывшему агенту ЦРУ под крышей секретаря американского консульства в Москве.
Третий слой относится к области предположений, не подтверждённых на сегодняшний день документами или воспоминаниями участников. Громкая история с Юрченко, занявшая все ресурсы ЦРУ и ФБР в преддверии ноябрьской встречи Горбачёва и Рейгана, могла быть очень рискованной операцией прикрытия.
Целью было предотвратить возникшую после июльского побега Гордиевсого угрозу разоблачения ценнейшего агента КГБ в Америке Олдрича Эймса, который, кстати, и проводил в Лэнгли допросы Юрченко. Но в планировании такой операции, после которой были арестованы "менее ценные" советские разведчики, никто и никогда, конечно, не признается.
Вернёмся же к Эдварду Говарду. Его информация помогла разоблачить очень важного агента ЦРУ в Москве, авиационного инженера Адольфа Толкачёва, и награда не заставила себя долго ждать. Получив от советского правительства отдельную квартиру на Новом Арбате, Говард спокойно прожил в ней до середины 90–х, когда в его дверь вдруг начали ломиться американские журналисты, жаждущие взять интервью у двойного агента.
Говард тогда переехал на Рублёвку, где в правительственной Жуковке находился второй его подарок от советских властей — двухэтажный деревянный домик. Там его и нашли 12 июля 2002 года со сломанной шеей.
Официальная версия — упал с лестницы.
via
Journal information