
На КДПВ "Нумантийцы убивают себя, чтобы не попасть в руки римлян", Алехо Вера, около 1880 г.
К середине 2 века до н. э. военные успехи Римской республики наводили страх на весь остальной мир. Римляне были единственными властителями Средиземноморья, они разбили македонцев, завоевали греков и сравняли с землей великий Карфаген. Но все еще оставались народы, готовые пойти против Рима.
Племя кельтиберов не просто защищало свой город Нуманцию, но и с позором прогоняло одного вражеского командира за другим. 8 000 нумантийских войнов эффективно контратаковали численно превосходящих римлян, устраивали засады и совершали вылазки в лагерь врага. Кельтиберам даже удалось захватить римского военачальника Гая Гостилия Манцина. Разъяренный Сенат пошел на крайние меры, поручив взять город самому Сципиону Эмилиану Африканскому. После победы над Карфагеном его считали лучшим военным стратегом в республике.
Прибыв на место, Сципион увидел жалкую толпу подавленных и неорганизованных солдат, но с помощью жестких мер сумел быстро поднять дисциплину. С утра до ночи войны маршировали и тренировались под его команды. Военачальник лишил их вьючных животных, кроватей и прочих удобств. Но и сам показывал пример, спя на соломе.

Осажденная Нуманция
Наведя порядок в рядах подчиненных, Сципион приступил к осаде Нуманции. Командир не планировал лезть на рожон и решил взять врага измором. В 133 году до н. э. римляне окружили город циркумвалационной и контрвалационной линиями: возвели деревянные стены и защитили их рвами. Вдоль линий построили множество сторожевых башен, которые помогали быстро сигнализировать об атаках с внутренней и внешней сторон.
Восьмимесячная осада не оставила нумантийцам и шанса. Они пытались мешать инженерным работам, но 20 000 легионеров и 40 000 наемников, включая нумидийскую конницу, сдерживали горожан и всех, кто хотел прийти к осажденным на помощь. Когда в Нуманции полностью закончились припасы, жители стали есть мертвых. А когда надежды не осталось, большинство нумантийцев покончило с собой, чтобы избежать рабства.
Нуманция стала символом героизма и борьбы за свободу. Даже римские историки прониклись уважением к городу. Когда его территория вошла в состав Испании, память о нем стала частью культурного наследия страны. Так, около 1585 года Сервантес написал пьесу «Осада Нуманции». А испанская фраза defensa numantina означает отчаянное сопротивления до конца.
Journal information